МОУ Богдашкинская СШ
с. Богдашкино Чердаклинского района Ульяновской области
  • Регионального проекта «Здоровая школа – здоровый регион – здоровая нация»

    В соответствии с утверждённой дорожной картой по реализации приоритетного регионального проекта «Здоровая школа – здоровый регион – здоровая нация» в 2024 – 2029 годах по стратегическим направлениям от 26.06.2024 № 103-ПЛ направляем методический пакет и рекомендации о его использовании в работе общеобразовательными организациями по вопросам создания специальных условий для обучающихся с особенностями здоровья, разработанного Уполномоченным по правам ребенка в Ульяновской области.

    Алгоритм действий при возникновении ситуаций, связанных с

    постановкой вопроса о переходе с очной формы обучения на домашнюю в связи с особенностями здоровья несовершеннолетнего

    В процессе реализации права на образование зачастую родители и дети с особенностями здоровья сталкиваются с ситуациями, когда администрация образовательной организации предлагает пересмотреть форму обучения в связи с наличием того или иного заболевания у ребёнка. Как правило, это такие заболевания как сахарный диабет, бронхиальная астма, гипертония, аллергия, урологические заболевания, аутизм, эпилепсия.

    Подобные ситуации возникают в связи с тем, что вопрос взаимодействия учреждений здравоохранения и образовательных организаций недостаточно урегулирован ни на федеральном уровне, ни на уровне субъектов, ни на локальном уровне при непосредственном взаимодействии образовательных организаций и учреждений здравоохранения.

    У Министерства здравоохранения свои ведомственные нормативные акты, о которых не знает Министерство просвещения, Например, Приказ Министерства здравоохранения РФ от 5 ноября 2013 г. N 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях», Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 августа 2017 г. N 514н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних», материалы по школе диабета и т.д.

    Вопрос недоурегулирован и на уровне самих учреждений здравоохранения и образовательных организаций. Связано это с тем, что, несмотря на установленную обязанность организации охраны здоровья обучающихся силами самой образовательной организации (ст.41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), у руководителя образовательной организации нет в штате помощника, отвечающего за процесс организации охраны здоровья. В свою очередь, медработники, закреплённые за образовательной организацией, в своей деятельности руководствуются строго профстандартом (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 июля 2020 г. N 481н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним, обучающимся в образовательных организациях»), которым набор трудовых функций ограничен.

    Руководитель учреждения здравоохранения устанавливает, планирует и нормирует участие медработника в системе охраны здоровья обучающихся без согласования и взаимодействия с образовательной организацией.

     

    Подобную ситуацию можно решить, настроив правильную архитектуру взаимодействия между субъектами охраны здоровья, в том числе с помощью юридически грамотного документального оформления правоотношений между руководителем образовательной организации, учреждением здравоохранения, родителями (законными представителями) и ребёнком и совместных действий в интересах ребёнка.

    Алгоритм разработан в целях обеспечения возможности сохранить очную форму обучения для несовершеннолетних, страдающих заболеваниями, сопровождающимися периодическими обострениями.

    Если у ребёнка имеются определённые ограничения по здоровью, и ребёнок нуждается в создании определённых условий по охране здоровья, проведения специальных манипуляции, реабилитации, рекомендовать родителю:

    • Изучить рекомендации психолого – медико – педагогической комиссии, какая форма обучения рекомендована. В случае если не рекомендовано обучение на дому, необходимо обращаться в образовательную организацию, чтобы реализовать право ребёнка на образование.
    • Ознакомиться с индивидуальной программой реабилитации (абилитации), если ребёнку установлена инвалидность.
    • Обратиться к руководителю образовательной организации с заявлением о приёме ребенка на обучение. В заявлении отразить, в том числе, просьбу о запрете распространения информации, содержащей сведения о здоровье ребёнка.
    • Предоставить руководителю образовательной организации сведения о здоровье ребёнка (заполнить анкету, приложить копии документов – справку ПМПК, справку об инвалидности, справку от лечащего врача, заключение врачебной комиссии и пр.).
    • Предупредить сотрудников образовательной организации, какие есть ограничения, риски, что может произойти и как быстро помочь, где у ребёнка хранятся медицинские препараты, изделия, заблаговременно довести график приёма препаратов или проведения манипуляций, если это возможно. Если невозможно, обратиться с просьбой создать для этого беспрепятственный доступ, своевременное и безусловное реагирование на просьбы ребёнка, когда ему необходимо отлучиться для приёма препаратов или проведения манипуляций.
    • Уточнить:
     

    в штате ли образовательной организации медицинский персонал и график его работы. Если нет, а медицинское обслуживание по договору с образовательной организацией осуществляет то или иное учреждение здравоохранения,

    написать заявление о создании специальных условий для ребёнка в адрес двух руководителей: руководителя образовательной организации и в адрес руководителя медицинского учреждения;

    есть ли медицинский кабинет в здании, в чьём ведении он находится (кто ответственный за его работу) – образовательная организация или он в безвозмездном пользовании учреждения здравоохранения, закреплённого за образовательной организацией, график работы кабинета и медицинского работника.

    Отразить в заявлении в адрес руководителей:

    • необходимость предоставления возможности обращения и беспрепятственного доступа ребёнка в медкабинет для проведения манипуляций или приёма препаратов;
    • необходимость изменения графика работы кабинета и медицинского работника с учётом потребностей, связанных с охраной здоровья ребёнка;
    • необходимость осуществления контроля питания, приёма медикаментов, проведения манипуляций.

    При заключении договора на обучение в образовательной организации внимательно изучить документ и, в случае необходимости, внести предложения по изменению и дополнению договора.

    Сделать для себя копии всех обращений, договоров, иных документов.

    Уровень муниципалитета:

    Организовать выявление и мониторинг обучающихся в общеобразовательных организациях, нуждающихся в создании специальных условий обучения в образовательной организации, а также выяснение условий, которые требуются в целях создания комфортной образовательной среды в условиях сохранения очной формы обучения.

    Произвести выборку и анализ договоров между учреждениями здравоохранения и образовательными организациями (по каждой образовательной организации) на предмет полноты и достаточности

     

    положений договоров, регулирующих проведение мероприятий по охране здоровья и своевременного оказания медицинской помощи обучающимся.

    Осуществлять контроль и координацию деятельности по охране здоровья обучающихся на уровне муниципального образования, а также контроль по созданию обучающимся спецусловий в образовательной организации.

    Создать специальную рабочую группу по организации охраны здоровья обучающихся в условиях образовательного процесса в образовательной организации в целях рассмотрения вопросов, связанных с созданием специальных условий решения организационных (и юридических) вопросов.

    Организовать «горячую линию» по вопросам нарушения прав несовершеннолетних в сфере образования.

    Уровень образовательная организация – учреждение здравоохранения:

    В   договоре   между   образовательной  организацией   и   учреждением здравоохранения должны быть обязательно отражены:

    • необходимость совместного проведения анализа здоровья обучающихся;
    • необходимость выявления обучающихся в общеобразовательных организациях, нуждающихся в создании специальных условий обучения в образовательной организации, рассмотрение специальных условий;
    • корректировка графика работы медицинского работника с учётом нуждаемости в этом обучающихся;
    • в случае отсутствия медицинского кабинета, предусмотреть необходимость открытия кабинета здоровья;
    • необходимость сопровождения обучающегося до медицинского кабинета, предоставление возможности дождаться медицинскую помощь в отдельном кабинете;
    • необходимость оборудования санитарной комнаты;
    • необходимость осуществления контроля питания;
    • определить ответственного за организацию и проведение мероприятий по охране здоровья, предусмотренных статьёй 41 Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

    Памятка для родителей детей с особенностями здоровья

    Дорогие родители!

    В Российской Федерации ст.5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в РФ» (далее 273-ФЗ) гарантировано право каждого ребенка на образование. В целях реализации данного права органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления должны создаваться необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

    В соответствии со ст. 44 273–ФЗ именно родителям (законным представителям) принадлежит право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность. В соответствии со ст. 17 273 – ФЗ обучение ребенка может осуществляться как в образовательной организации, так и вне организации (семейное образование либо самообразование). Обучение в образовательной организации может осуществляться в очной, очно – заочной или в заочной форме.

    Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (далее 323-ФЗ) установлено, что дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (ст.7). Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств, а также гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний (ст.5).

     

    В связи с этим, если у Вашего ребенка имеются определенные ограничения по здоровью и ребенок нуждается в создании определенных условий по охране здоровья, проведения специальных манипуляции, реабилитации, даже если для этого требуется помощь других лиц, не спешите отказываться от обучения в образовательной организации в условиях инклюзии.

    1. Внимательно изучите рекомендации психолого – медико – педагогической комиссии (далее - ПМПК), какая форма обучения рекомендована. Если не рекомендовано обучение на дому, можете смело обращаться в образовательную организацию, чтобы реализовать право ребенка на образование.
    2. Если ребенку установлена инвалидность, внимательно ознакомьтесь с индивидуальной программой реабилитации (абилитации) (выдается службой медико – социальной экспертизы после освидетельствования и направляется в уполномоченные органы для исполнения в помощь Вам) (далее - ИПРА). Помните, что ответственные уполномоченные органы обязаны обеспечивать реализацию мероприятий, обозначенных в ИПРА, главное заявить право (Ваше и ребенка) на это.
    3. Обратитесь к руководителю образовательной организации с заявлением о приеме ребенка на обучение.
    4. Предоставьте сведения о здоровье (заполните анкету, приложите копии документов – справку ПМПК, справку об инвалидности, справку от лечащего врача, заключение врачебной комиссии и пр.). Помните, что это Ваше право, а не обязанность, но это в интересах ребенка, чтобы руководитель образовательной организации и преподаватели знали, как оказать содействие в организации обучения Вашего ребенка, какие дополнительные условия для его обучения при имеющихся ограничениях по здоровью необходимо создать, чему нужно дополнительно научить педагогов и других сотрудников в связи с имеющимися рисками заболевания, чтобы помощь оказывалась своевременно. Чем больше про Вашего ребенка и рисках по здоровью (что может произойти во время учебного процесса) будет знать руководитель образовательной организации, классный руководитель, другие педагоги и сотрудники образовательной организации, тем меньше рисков и тем в большей безопасности будет ребенок.
     

    1. Предупредите, если хотите обеспечить должный уровень безопасности для здоровья Вашего ребенка во время учебы, сотрудников образовательной организации, какие есть ограничения, риски, что может произойти и как быстро помочь, где у ребенка хранятся медицинские препараты, изделия, заблаговременно доведите график приема препаратов или проведения манипуляций, если это возможно. Если невозможно, обратитесь с просьбой создать для этого беспрепятственный доступ, своевременное и безусловное реагирование на просьбы ребенка, когда ему необходимо отлучиться для приема препаратов или проведения манипуляций.
    2. Если Вы желаете предупредить распространение информации, содержащей сведения о здоровье ребенка, доведенной Вами до руководителя и отдельных сотрудников образовательной организации, отразите это в своем заявлении в адрес руководителя. Сделайте для себя копию всех Ваших обращений.
    3. Обязательно уточните, в штате ли образовательной организации медицинский персонал и график его работы. Если нет, а медицинское обслуживание по договору с образовательной организацией осуществляет то или иное учреждение здравоохранения, напишите заявление о создании специальных условий для Вашего ребенка в адрес двух руководителей: руководителя образовательной организации и в адрес руководителя медицинского учреждения.
    4. Уточните, есть ли медицинский кабинет в здании. Уточните также, если есть, в чьем ведении он находится (кто ответственный за его работу) – образовательная организация или он в безвозмездном пользовании учреждения здравоохранения, закрепленного за образовательной организацией. Уточните график работы кабинета и медицинского работника. Для возможности обращения и беспрепятственного доступа в него ребенка для проведения манипуляций или приема препаратов Вам придется отразить это в заявлении в адрес руководителей. Также, если график работы кабинета и медицинского работника требуется изменить с учетом потребностей, связанных с охраной здоровья Вашего ребенка, необходимо это отразить в соответствующем заявлении в адрес руководителей образовательной организации (и в адрес учреждения здравоохранения,
     

    если кабинет в его пользовании и медицинский работник является его сотрудником).

    1. При заключении договора на обучение в образовательной организации внимательно изучите документ и помните, что как сторона образовательного процесса, представляющая интересы ребенка, Вы также имеете право вносить предложение по изменению и дополнению договора, второй экземпляр после его подписания должен храниться у Вас. Вы всегда можете обратиться к руководителю образовательной организации, если захотите что – либо дополнительно в нем зафиксировать, исключить или изменить.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie